1. Умение определять цели и задачи урока
1.1. Умеет логически обоснованно выделить главные темы предмета в соответствии с моделью выпускника, построить на этой основе систему целей и задач:
- Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.
- При разработке тематического плана определяет последовательность изучения тем в целом и отдельных ее уроков, находит на этой основе нестандартные методические решения.
- Умеет цели обучения ставить диагностично в соответствии с моделью выпускника.
- Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.
- Умеет определить результат урока и степень его достижения.
1.2. Умеет интерпретировать систему целей и задач урока, опираясь на методические рекомендации, в соответствии с моделью выпускника школы
- При разработке тематического плана определяет последовательность изучения уроков по теме.
- Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.
- Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.
- Цели ставятся диагностично на отдельные темы предмета с учетом модели выпускника.
- Умеет определить результат урока.
1.3. Цели урока сам не определяет, а использует общепринятые но данному предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности.
- Уроки, как правило, однотипны, к определению типа урока в зависимости от поставленных целей относится формально.
- Цели определяются с учетом уровня подготовленности учащихся.
- Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недостаточно конкретизированы и понятны учащимся.
- Результат урока не определен.
1.4. Не видит необходимости в специальной разработке и постановке целей и задач урока, поэтому использует принятые в методических рекомендациях без каких-либо изменении.
- Не различает типы уроков.
- Игнорирует тематическое деление материала, поэтому уроки выглядят фрагментарными.
- Цели урока нечетко сформулированы.
- Результат урока не определен.
2. Умение определить структуру и организовать урок
2.1. Структура урока соответствует его целям и типу.
- Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа другому осуществляется с помощью проблемной ситуации либо проблемной связки.
- Умеет организовать начало и конец урока.
- Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуются с более легкими.
- На высоком уровне научная организация труда учителя и учащихся.
2.2. Структура урока соответствует типу учебного занятия.
- Этапы урока взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логическая связь между отдельными этапами урока.
- Умеет организовать либо начало урока, либо его окончание.
- Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при переходе с одного этапа урока на другой, при смене типов заданий.
- Умеет использовать элементы научной организации труда учителя и учащихся.
2.3. Этапы урока не всегда взаимосвязаны и логичны.
- Не всегда умеет организовать начало и конец урока.
- Нередки случаи снижения темпа урока из-за нечеткой постановки задач перед учащимися.
- Не чередуются формы работы с учащимися с точки зрения и сложности, весь урок, как правило проходит в одном темпе.
- Элементы научной организации труда используются фрагментарно.
2.4. Этапы урока не взаимосвязаны и не имеют логического перехода друг к другу.
- Не умеет организован, начало и конец урока.
- При разработке урока не закладывает в его структуру нормативы времени на выполнение тех или иных видов заданий либо не испытывает в этом необходимости, либо не обладает соответствующими навыками.
- План урока выполняет формально, не считаясь с такими объективными условиями, как степень сложности учебных задании и необходимость их чередования.
- Организация рабочего места учителя и ученика далека от совершенства.
3. Умение отобрать содержание учебного материала
3.1. Умеет отобрать учебный материал для формирования прогнозируемой модели выпускника школы.
- Умеет связать материал с потребностями и интересами учащихся.
- Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся в системе подготовки прогнозируемой модели выпускника.
- Соответствие содержания урока его основной цели и уровню знаний учащихся по предмету.
- Использует пути формирования самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся средствами содержания учебного материала.
3.2. Умеет отобрать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися.
- Умеет связать материал с жизнью и интересами учащихся.
- Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.
- Соответствие содержания урока его основной цели.
- Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала.
3.3. При отборе учебного материала пользуется только методическими рекомендациями или содержанием учебника, интуитивно определяя необходимый объем материала.
- Не всегда может связать материал с жизнью и интересами учащихся.
- Ведущие идеи по теме четко не прослеживаются и соответственно не полностью воспринимаются учащимися.
- Поставленная цель урока и отобранное содержание не учитывают уровня знаний учащихся.
3.4. При отборе учебного материала использует содержание учебника без учета возможностей учащихся.
- Материал не связан с жизнью и интересами учащихся.
- Не умеет выделить главные идеи темы, не работает с новыми понятиями.
- Содержание дается для всех учащихся одинаковое без учета уровня усвоения ими материала и особенностей класса.
4. Анализ деятельности учителя
4.1. Умеет установить цели курса обучения в соответствии с целью школы.
- Умеет конкретизировать цели, определив точные результаты, которые надо получить как доказательство достижения цели.
- Умеет определить уровень знаний в начале обучения (установочные тесты), в процессе обучения (учебные тесты), умения и навыки в конце обучения (итоговые тесты) и организовать обучение соответственно уровню усвоения материала.
- Точно определяет причины ошибок и пробелов в работе, самостоятельно находит пути их устранения.
- Творчески применяет, умело адаптируя к своей деятельности, передовые методы, разрабатывая на их основе новые методические приемы. Способен разрабатывать целостные, законченные технологии обучения.
- Постоянно повышает свой методический уровень.
4.2. Умеет оценить собственные результаты
- Видит свои недостатки, пробелы в работе, но не всегда способен установить причины, их порождающие.
- Творчески применяет, новые методические приемы. Умело использует интересные находки творчески работающих учителей.
- Умеет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению учащихся на уроке.
- Систематически повышает свой методический уровень.
4.3. Анализирует свою деятельность по необходимости
- Склонен в большей степени реагировать на замечания извне и устранять таким образом выявленные пробелы, причем решения принимает, как правило, стереотипные.
- Новые методические приемы применяет, механически их копируя, руководствуясь необходимостью, при подробном комментировании и постоянном внешнем контроле.
- Улучшения в результате самоанализа носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы.
- Дифференцированный и индивидуальный подход осуществляет механически, без учета особенностей учащихся.
4.4. Не проявляет склонности и почти не обладает навыками самоанализа, оценивает свою работу либо как абсолютно безупречную, либо как минимум в целом позитивную, считая, что учитель должен действовать по инструкциям в связи с устоявшейся практикой
- Свою работу анализирует лишь по прямому указанию руководителя, делая это формально, для отчета.
- Новые методические приемы и методы не признает либо считается с ними в силу популярности и использует их по указанию свыше, делая эти, как правило, по шаблону.
- При отсутствии внимания со стороны методической службы и администрации может полностью остановиться в профессиональном росте.
5. Анализ деятельности учащихся
5.1. Учащиеся свободно владеют научной терминологией, умеют дать определение терминов своими словами, эффективно использовать термины в самостоятельных предложениях.
- Умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.
- Владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.
- Умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятельностью суждений.
- Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.
5.2. Учащиеся владеют научной терминологией.
- Умеют применять стандарт знаний в нестандартных ситуациях.
- Владеют рациональными приемами работы и частично навыками самоконтроля.
- Умения приобретать самостоятельно знания могут формироваться только с помощью преподавателя.
- Стремятся получить дополнительные сведения по предмету.
5.3. Учащиеся знают научную терминологию, но не всегда умеют ее применить.
- Стандарт знаний могут частично применять.
- Рациональные приемы работы и самоконтроль могут осуществлять под постоянным контролем преподавателя.
- Умения приобретать самостоятельно знания не сформированы.
- Ограничиваются рамками школы учебника.
5.4. Учащиеся не проявляют интереса к учебному процессу, за исключением положительного отношения к занимательному материалу.
- Охотнее выполняют привычные задания, нежели осваивают новые.
- Учебные задания не выполняют в полном объеме требований, не умеют обнаруживать ошибки, допускают ошибки при выполнении однотипных, многократно повторяемых заданий, ошибки исправляют формально.
- Ограничиваются рамками школьного учебника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий