КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

1. Умение определять цели и задачи урока

1.1. Умеет логически обоснованно выделить главные темы предмета в соответствии с моделью выпускника, построить на этой основе систему целей и задач:

  • Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.
  • При разработке тематического плана определяет последовательность изучения тем в целом и отдельных ее уроков, находит на этой основе нестандартные методические решения.
  • Умеет цели обучения ставить диагностично в соответствии с моделью выпускника.
  • Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.
  • Умеет определить результат урока и степень его достижения.

1.2. Умеет интерпретировать систему целей и задач урока, опираясь на методические рекомендации, в соответствии с моделью выпускника школы

  • При разработке тематического плана определяет последовательность изучения уроков по теме.
  • Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.
  • Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.
  • Цели ставятся диагностично на отдельные темы предмета с учетом модели выпускника.
  • Умеет определить результат урока.

1.3. Цели урока сам не определяет, а использует общепринятые но данному предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности.

  • Уроки, как правило, однотипны, к определению типа урока в зависимости от поставленных целей относится формально.
  • Цели определяются с учетом уровня подготовленности учащихся.
  • Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недостаточно конкретизированы и понятны учащимся.
  • Результат урока не определен.

1.4. Не видит необходимости в специальной разработке и постановке целей и задач урока, поэтому использует принятые в методических рекомендациях без каких-либо изменении.

  • Не различает типы уроков.
  • Игнорирует тематическое деление материала, поэтому уроки выглядят фрагментарными.
  • Цели урока нечетко сформулированы.
  • Результат урока не определен.


2. Умение определить структуру и организовать урок

2.1. Структура урока соответствует его целям и типу.

  • Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа другому осуществляется с помощью проблемной ситуации либо проблемной связки.
  • Умеет организовать начало и конец урока.
  • Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуются с более легкими.
  • На высоком уровне научная организация труда учителя и учащихся.

2.2. Структура урока соответствует типу учебного занятия.

  • Этапы урока взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логическая связь между отдельными этапами урока.
  • Умеет организовать либо начало урока, либо его окончание.
  • Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при переходе с одного этапа урока на другой, при смене типов заданий.
  • Умеет использовать элементы научной организации труда учителя и учащихся.

2.3. Этапы урока не всегда взаимосвязаны и логичны.

  • Не всегда умеет организовать начало и конец урока.
  • Нередки случаи снижения темпа урока из-за нечеткой постановки задач перед учащимися.
  • Не чередуются формы работы с учащимися с точки зрения и сложности, весь урок, как правило проходит в одном темпе.
  • Элементы научной организации труда используются фрагментарно.

2.4. Этапы урока не взаимосвязаны и не имеют логического перехода друг к другу.

  • Не умеет организован, начало и конец урока.
  • При разработке урока не закладывает в его структуру нормативы времени на выполнение тех или иных видов заданий либо не испытывает в этом необходимости, либо не обладает соответствующими навыками.
  • План урока выполняет формально, не считаясь с такими объективными условиями, как степень сложности учебных задании и необходимость их чередования.
  • Организация рабочего места учителя и ученика далека от совершенства.

3. Умение отобрать содержание учебного материала

3.1. Умеет отобрать учебный материал для формирования прогнозируемой модели выпускника школы.

  • Умеет связать материал с потребностями и интересами учащихся.
  • Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся в системе подготовки прогнозируемой модели выпускника.
  • Соответствие содержания урока его основной цели и уровню знаний учащихся по предмету.
  • Использует пути формирования самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся средствами содержания учебного материала.

3.2. Умеет отобрать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися.

  • Умеет связать материал с жизнью и интересами учащихся.
  • Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.
  • Соответствие содержания урока его основной цели.
  • Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала.

3.3. При отборе учебного материала пользуется только методическими рекомендациями или содержанием учебника, интуитивно определяя необходимый объем материала.

  • Не всегда может связать материал с жизнью и интересами учащихся.
  • Ведущие идеи по теме четко не прослеживаются и соответственно не полностью воспринимаются учащимися.
  • Поставленная цель урока и отобранное содержание не учитывают уровня знаний учащихся.

3.4. При отборе учебного материала использует содержание учебника без учета возможностей учащихся.

  • Материал не связан с жизнью и интересами учащихся.
  • Не умеет выделить главные идеи темы, не работает с новыми понятиями.
  • Содержание дается для всех учащихся одинаковое без учета уровня усвоения ими материала и особенностей класса.

4. Анализ деятельности учителя

4.1. Умеет установить цели курса обучения в соответствии с целью школы.

  • Умеет конкретизировать цели, определив точные результаты, которые надо получить как доказательство достижения цели.
  • Умеет определить уровень знаний в начале обучения (установочные тесты), в процессе обучения (учебные тесты), умения и навыки в конце обучения (итоговые тесты) и организовать обучение соответственно уровню усвоения материала.
  • Точно определяет причины ошибок и пробелов в работе, самостоятельно находит пути их устранения.
  • Творчески применяет, умело адаптируя к своей деятельности, передовые методы, разрабатывая на их основе новые методические приемы. Способен разрабатывать целостные, законченные технологии обучения.
  • Постоянно повышает свой методический уровень.

4.2. Умеет оценить собственные результаты

  • Видит свои недостатки, пробелы в работе, но не всегда способен установить причины, их порождающие.
  • Творчески применяет, новые методические приемы. Умело использует интересные находки творчески работающих учителей.
  • Умеет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению учащихся на уроке.
  • Систематически повышает свой методический уровень.

4.3. Анализирует свою деятельность по необходимости

  • Склонен в большей степени реагировать на замечания извне и устранять таким образом выявленные пробелы, причем решения принимает, как правило, стереотипные.
  • Новые методические приемы применяет, механически их копируя, руководствуясь необходимостью, при подробном комментировании и постоянном внешнем контроле.
  • Улучшения в результате самоанализа носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход осуществляет механически, без учета особенностей учащихся.

4.4. Не проявляет склонности и почти не обладает навыками самоанализа, оценивает свою работу либо как абсолютно безупречную, либо как минимум в целом позитивную, считая, что учитель должен действовать по инструкциям в связи с устоявшейся практикой

  • Свою работу анализирует лишь по прямому указанию руководителя, делая это формально, для отчета.
  • Новые методические приемы и методы не признает либо считается с ними в силу популярности и использует их по указанию свыше, делая эти, как правило, по шаблону.
  • При отсутствии внимания со стороны методической службы и администрации может полностью остановиться в профессиональном росте.

5. Анализ деятельности учащихся

5.1. Учащиеся свободно владеют научной терминологией, умеют дать определение терминов своими словами, эффективно использовать термины в самостоятельных предложениях.

  • Умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.
  • Владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.
  • Умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятельностью суждений.
  • Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.

5.2. Учащиеся владеют научной терминологией.

  • Умеют применять стандарт знаний в нестандартных ситуациях.
  • Владеют рациональными приемами работы и частично навыками самоконтроля.
  • Умения приобретать самостоятельно знания могут формироваться только с помощью преподавателя.
  • Стремятся получить допол­нительные сведения по предмету.

5.3. Учащиеся знают научную терминологию, но не всегда умеют ее применить.

  • Стандарт знаний могут частично применять.
  • Рациональные приемы работы и самоконтроль могут осуществлять под постоянным контролем преподавателя.
  • Умения приобретать самостоятельно знания не сформированы.
  • Ограничиваются рамками школы учебника.

5.4. Учащиеся не проявляют интереса к учебному процессу, за исключением положительного отношения к занимательному материалу.

  • Охотнее выполняют привычные задания, нежели осваивают новые.
  • Учебные задания не выполняют в полном объеме требований, не умеют обнаруживать ошибки, допускают ошибки при выполнении однотипных, многократно повторяемых заданий, ошибки исправляют формально.
  • Ограничиваются рамками школьного учебника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий